САМОБЫТНЫЙ ЮГ: СТАРАЯ САРЕПТА, ВОЛГО-ДОНСКОЙ КАНАЛ

САМОБЫТНЫЙ ЮГ: СТАРАЯ САРЕПТА, ВОЛГО-ДОНСКОЙ КАНАЛ

Продолжительность: около 2-х часов (без учета времени на дорогу)

Из центра города до Старой Сарепты можно добраться на маршрутках № 15 (от ж/д вокзала), 93, 93а и др., следующих в направлении кинотеатра «Юбилейный». Нужно доехать до остановки «Проспект Героев Сталинграда». Поездка займет приблизительно час. «Проспект Героев Сталинграда» – это последняя остановка перед мостом через канал. От нее нужно пройти наискосок направо между жилыми домами, и Вы окажетесь на тихой маленькой площади, окруженной небольшими домиками.

Музей-заповедник «Старая Сарепта» – интереснейшая историческая и культурная достопримечательность Волгограда. Он был создан в 1989 году на базе сохранившегося исторического поселения Сарепта, основанного в 1765 году переселенцами из Европы – религиозным братством гернгутеров. Главной целью поселенцев (среди них были немцы, чехи, датчане, швейцарцы, голландцы) было миссионерство. Члены общины занимались также сельским хозяйством. Здесь процветали науки, особенно естественные (в первую очередь, медицина) и филологические. Промышленность Старой Сарепты была представлена кожевенным, горшечным и кирпичным заводом, бумажной и трикотажной фабрикой, имелись свечное и мыловаренное производство, пивоваренный завод, мельница, табачная фабрика и винокурня, пекарня и кондитерская, множество мастерских и т.д. Особую известность приобрела Сарептская горчица, которая производится и сегодня.

До наших дней сохранилась лишь небольшая часть построек Старой Сарепты. В комплекс музея-заповедника входят 27 зданий. Наиболее интересными являются: Дом незамужних сестер и холостых братьев с музейными экспозициями, планами и старинными фотографиями поселения; Кирха, где по воскресеньям в 10.00 утра проводятся богослужения на русском и немецком языках и установлен орган, подаренный жителями немецкого города Котбус в 2005 году; Дом аптекаря с интерьерами аптечного зала и жилых комнат той эпохи (элементы интерьеров меняются в зависимости от сезона, зимой представлен рождественский интерьер, весной – пасхальный и т.д.); Торговая лавка Гольдбаха с экспонатами, рассказывающими об истории и промыслах Сарепты – здесь можно спуститься в старинный винный погреб, увидеть старинные станки и инструменты ткачей, кузнецов, плотников и пекарей, керамические изделия и множество других удивительных предметов, воспроизводящих быт поселян.

На сегодняшний день музей-заповедник «Старая Сарепта» является крупным культурным, туристическим, научно-исследовательским и методическим центром Волгограда. Немецкая библиотека в Старой Сарепте является одной из крупнейших в Южном федеральном округе и входит в список лучших в России. Музей регулярно принимает выставки художников, фотографов, организует экскурсионные туры по Волгоградской области и Калмыкии. В сарептской кирхе проводятся концерты классической музыки.

В 2005 году архитектуру музея-заповедника пополнила скульптура «Эквилибрио». Работа известного немецкого скульптора Рольфа Шаффнера является частью грандиозной композиции из пяти элементов, установленных в пяти городах Европы и образующих своеобразный крест огромных размеров протяженностью 4 000 километров.

Наш маршрут идет дальше от дома незамужних сестер и холостых братьев в направлении моста. Пройдите по тропинке под мостом вдоль берега канала. Отсюда уже виден первый шлюз, украшенный аркой высотой в 40 метров, композиция которой посвящена родине и подвигу советской армии. Если пройти дальше, не обращая внимания на огороженную плитами территорию справа, и пересечь парк – излюбленное место для пикников и променадов в теплое время года, можно прогуляться мимо рыбаков и отдыхающих по мысу рядом с первым шлюзом и полюбоваться его архитектурой и чудесным видом на канал и Волгу.

Волго-Донской судоходный канал им. Ленина – уникальное гидросооружение 20 века. Он соединяет две крупнейшие реки России – Волгу и Дон, и таким образом связывает воедино Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Общая протяжённость Волго-Донского канала составляет 101 километр. Канал включает в себя 13 шлюзов и 3 водохранилища – Варваровское, Береславское и Карповское. Суда передвигаются по каналу под уклоном благодаря системе насосов и шлюзов. Для преодоления всего пути Волго-Донского канала потребуется 10-12 часов. Первую попытку соединения этих рек предприняли турки в середине 16 века, затем в 17 веке в годы правления Петра I. Вновь к проблеме Волго-Донского канала вернулись уже в 20 веке в СССР. Проект строительства был создан в середине 1930-х, но реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы по проекту возобновились сразу по окончании Сталинградской битвы, в 1943 году. Строительство канала началось в феврале 1948 года. Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. На стройке были задействованы десятки тысяч военнопленных и заключенных ГУЛАГа. Для сравнения: Панамский канал, длиной 82 километра, строился 34 года, а Суэцкий канал, длиной 162 километра, строился без малого 11 лет. В 1952 году воды Волги и Дона слились, и Волгоград стал портом пяти морей. Все сооружения Волго-Донского канала представляют собой единый архитектурный ансамбль, возведенный по проекту авторского коллектива под руководством архитектора Леонида Полякова.

Если сразу за мостом повернуть налево и пройти по улице Фадеева около 200 метров, Вы попадете в Музей «Истории Волго-Донского канала». Напротив музея можно подкрепиться в оригинальном кафе «Самолет» (режим работы: 10:00-00:00 ежедневно), расположенном внутри самолета ЯК-40, и затем прогуляться по набережной.

На набережной Волго-Донского канала со стороны Волги установлен один из самых высоких памятников в Волгограде – памятник Владимиру Ильичу Ленину у входа в Волго-Донской канал, революционеру, основателю Советского государства. Размеры памятника впечатляют: высота скульптуры составляет 27 метров, постамента – 30 метров; общая высота памятника составляет 57 метров. С двух сторон от постамента гранитные лестницы ведут к широкой площадке у подножья памятника. А оттуда к Волге, к самой воде, спускается широкая лестница. Постамент памятника у Волго-Донского канала значительно старше самой скульптуры. К открытию Волго-Донского канала в 1952 году на набережной был установлен памятник Сталину. Спустя 10 дней после переименования Сталинграда в Волгоград в 1961 году, памятник был демонтирован за одну ночь. После этого в течение 12 лет на набережной стоял пустой постамент. Позднее было принято решение об установке на постаменте памятника Владимиру Ильичу Ленину. Памятник был открыт в 1973 году, авторы памятника – скульптор Евгений Вучетич и архитектор Вениамин Дёмин. За время своего существования памятник стал символом Красноармейского района наравне с аркой первого шлюза Волго-Донского канала.

От памятника Ленину возвращайтесь назад к мосту.